Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Наш адрес

461200, Оренбургская область
Новосергиевский район
п. Новосергиевка
ул. Краснопартизанская, 43
тел (факс): 8 (35339) 2-16-86
e-mail: crbibl2008@mail.ru

Режим работы:
Понедельник - пятница – с 10:00 до 18:00 ч. без перерыва
Воскресенье – с 10:00 до 18:00 ч. обед с 13:00 до 14:00
Суббота – выходной день

Базы данных

Разделы » Живописцы в боевом строю



В годы Великой Отечественной войны военно-патриотическая тема, батальный жанр заняли ведущие место в живописи. Советские художники считали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу. Они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины. Их творчество закаляло дух народа, вдохновляя его на подвиги, поддерживая уверенность в победе. Таким образом, беспримерный героизм советских людей, проявленный на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в живописи тех лет.
С.В. Герасимов «Мать партизана» (1943).
Одной из лучших работ этого периода и всей истории советского изобразительного искусства стала картина С.В. Герасимова «Мать партизана» (1943). О чувствах, побудивших его написать эту картину, он сказал так: «В тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда мы все, граждане своего Отечества, жили только одним чувством любви к Родине, мне захотелось в монументальном произведении найти выражение этих чувств и настроений, моих и всего русского народа. Так возникла картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины – крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».
Художник зафиксировал один из драматических моментов, которыми была наполнена Великая Отечественная война: общение немецкого солдата с матерью партизана. Несмотря на смерть сына, женщина изображена с высоко поднятой головой.
А.А. Пластов «Фашист пролетел» (1942)
Военная действительность по-разному преломлялась в творчестве художников, в том числе и в пейзажных работах. Особенно примечательна в этом отношении одна из выдающихся работ военной поры А.А. Пластова «Фашист пролетел», написанная в 1942 году, вошедшая в число лучших живописных полотен не только советского, но и мирового искусства XX века. Вечная красота природы и ужасная сцена смерти, разыгравшаяся среди этих мирных полей, трав, деревьев, - в этом сопоставлении рождается глубоко поэтический и в то же время трагический образ.
Дейнека А.А. «Оборона Севастополя» (1942 г.)
В феврале 1942 года Дейнека А.А. пишет свою, ставшую хрестоматийно известной, «Оборону Севастополя» - яростный бой советских моряков, одну из волнующих и трагических страниц Великой Отечественной войны. Темным, землисто-серым фигурам гитлеровцев противопоставлены светлые, одетые в белую летнюю форму отважные советские моряки.
Эта тема продолжала волновать художников и после окончания войны.
Кривоногов П.А. «Победа» (1948).
Мастер кисти, Кривоногов П.А., прошел весь путь – от Москвы до победного Берлина.
«Победа» – его знаменитейшая батальная работа. Сюжет был задуман в тот самый момент, когда Красная армия победно штурмовала немецкий Рейхстаг, и он пал в руинах, обломках и пыли.
Художник поставил цель - написать эту масштабную по величине и количеству персонажей картину после возвращения на родину. Работать пришлось около трех лет. В 1948 году полотно оказалось готовым, оно попало на выставку и годом позднее принесло автору заслуженную премию.
Победа над фашизмом сопровождается у художника радостными выкриками советских солдат – многократным «Ура!». Несчетное число мужчин в военной форме торжественно и самозабвенно ликует. Опьяняющее чувство освобождения от нацистских захватчиков заставляет бойцов поднимать руки вверх, протягивая ввысь оружие, каски и алые флаги.
Здание Рейхстага раздроблено, обгоревшие колонны испещрены выстрелами, на ступенях – каменные осколки и убитые противники. Бой только-только завершился, еще даже дым не развеялся на месте стычки. Это первый клич радостного освобождения, это счастье, дарованное за стойкость и верность идеалам справедливости. Картина стала символом единения народа в борьбе с общим врагом.
Ю. М. Непринцев «Отдых после боя» (1951).
Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение. Непринцев хотел изобразить бойцов Советской Армии не в момент каких-то героических свершений, а во время бытового момента между боями. На картине - группа солдат на привале, собравшихся вокруг одного из товарищей, который веселит их хорошей шуткой. Вероятно, солдаты недавно вышли из боя: один проголодался и что-то ест, другие курят или просто молча слушают, думая о своем. Центром картины является впечатливший художника литературный персонаж Василий Теркин. Это находчивый и мужественный солдат, никогда не унывающий и поддерживающий своих товарищей в бою и на привале.
Среди военных произведений особо выделяется картина М.И. Самсонова «Сестрица», написанная в 1954 году. Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины. Создан удачный образ девушки–медсестры, которая ведет с передовой раненного воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах – вера в победу. Вокруг – напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. Пейзаж для этого художника – важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Художник в этой сцене показал настоящих героев, сражающихся насмерть с фашистами среди шквала огня, дыма, разрывов бомб и пикирующих самолетов. Он убеждает нас в том, что именно так и было на самом деле в дни обороны Севастополя.


Выставки

Аудиоархив

.

.

Погода

Фото
1
2
3
4
5
Год памяти и славы

Гранты России