27 Июль, 2020
День российского кино
27 августа в России отмечается День российского кино — праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит российское кино. Он установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года .

В Российской империи первый киносеанс прошел 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге. Первый фильм уже отечественного производства продемонстрировали 2 (15) октября 1908 года. Он назывался «Понизовая вольница» и был снят режиссером Владимиром Ромашковым по мотивам русской народной песни «Из-за острова на стрежень» о Стеньке Разине. Фильм длился восемь минут .В СССР кинематограф активно развивался. В каждой республике были созданы национальные киностудии. Среди известных режиссеров этого периода – Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн. Фильм последнего «Броненосец Потемкин», вышедший в 1926 году, вошел в золотой фонд мирового кинематографа.

На смену немого кино пришли фильмы со звуком. В 1931 году вышел первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой: «Путёвка в жизнь».

Советские фильмы принимали участия и в кинофестивалях: так в 1934 году советская делегация на Венецианском кинофестивале получила Кубок выставки.

В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве, а в 1959 году он был возобновлён как Московский международный кинофестиваль. Он проходит и сейчас и является вторым из старейших мировых кинофорумов.

На сегодняшний день в России работает около 40 киностудий. Одни из самых крупных – «Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия имени М. Горького. В год снимают более ста фильмов.

Активно праздновать День российского кино стали сравнительно недавно. В этот день во всех крупных городах устраивают кинопоказы, организуют встречи с деятелями кино – актерами и режиссерами, открывают выставки, посвященные кинематографу, проводят экскурсии и мастер-классы.

В фонде центральной районной библиотеки им. А. С. Пушкина находится немало книг о истории кинематографа и знаменитых актерах. Предлагаем некоторые из них:

Первый век кино: популярная энциклопедия.- Москва: Локид, 1996.- 711 с.

Популярная энциклопедия "Первый век кино" хотя и издана уже около 14 лет назад, все равно привлекает к себе внимание своим объемом, широтой охвата и уникальностью представленного материала. Цифра 100 является ключевой для этой "массивной" книги. Сто фильмов, сто режиссеров, сто актеров и сто знаменательных дат в истории кино, вот пожалуй, основной материал, представленный на суд читателей редколлегией во главе с Кириллом Разлоговым, признанным деятелем отечественной кинокритики. В конце издания есть именной указатель, помогающий очень быстро найди нужную персоналию.

Издание было подготовлено к 100-летию кинематографа.

Щеглов, А. В. Раневская. Фрагменты жизни.- Москва: «Захаров», 1998.- 304 с.

Фаина Раневская (1896–1984) провела на сцене почти семьдесят лет. Столько же она пробыла членом семьи Вульфов после эмиграции ее родителей в 1917 году. Новую семью Раневская нашла в доме своей наставницы актрисы Павлы Леонтьевны, ее дочери Ирины. Автор — не литератор, а профессор архитектуры. Может быть еще и поэтому в рукописи содержится минимум «размышлизмов», но максимум — прямой речи Фаины Георгиевны, записей из ее дневников, писем, черновых набросков и других «первичных материалов». Жизнь ее была долгой. С проблесками счастья. С годами уныния, десятилетиями тоски, одиночества. Ей было неуютно в собственном теле, и ощущенной Богом судьбе. Она не боролась — жила. Трагедия несовпадения, переживаемая ежесекундно, создала феномен, именуемый — Раневская. Она говорила: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь». Великая, мужественная глупость — не идти на сближение с чуждым миром. Ее любили зрители.

Райкин, А. Воспоминания.- Санкт – Петербург: Культ – Информ- Пресс, 1993.- 446 с.

Эта книга создана на основании рассказов А.И.Райкина о своей жизни, о людях, с которыми он работал и дружил, и, конечно, об эстрадном и театральном искусстве. Эти мемуары не столько рассказ о нем самом, сколько определенным образом сгруппированные портреты-"зарисовки" людей, которые и при жизни, и после смерти вызывают всеобщее любопытство (Л.Утесов, К.Симонов, М.Светлов, М.Зощенко, Е.Шварц, К.Чуковский и др.). По мнению автора, сатирик своего рода врач, который вскрывает порок для того, чтобы стало возможным этот порок вылечить. Поэтому эстрадное искусство нельзя считать ни "легким", ни сиюминутным, что в полной мере относится к незабываемому творчеству самого А.И.Райкина.

Кичин, В. Людмила Гурченко.- Москва: Искусство, 1988.- 239 с.

Имя Людмилы Гурченко известно самым широким кругам зрителей. Гурченко – признанная «звезда» отечественного кинематографа, а благодаря природной музыкальности, усовершенствованной долгим трудом, она еще и мастер советской эстрады. Однако серьезный и прочный успех не пришел к актрисе легко, молниеносно. О том, как сложно, подчас драматически, складывалась биография Гурченко, как характер, воля и талант помогли ей достичь высот популярности, как непросто создавался творческий облик актрисы, и рассказывает книга.

Табаков, О.П. Моя настоящая жизнь: автобиографическая проза.- Москва: Эксмо-Пресс, 2000.- 496 с.

«Моя настоящая жизнь» — автобиографическая проза Олега Табакова. О счастливом детстве в Саратове (несмотря на войну, потому что «все — любили»). О первых годах в Москве. О незабываемых встречах. О том, легендарном, «Современнике». О кино. О поездках. И конечно же, о «Табакерке»

Высоцкий, В. 130 песен для кино.- Москва: Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр", 1991.- 304 с.

Настоящий сборник составили песни Высоцкого, написанные для кино или же сочиненные раньше - не по заказу, - но предложенные впоследствии автором для той или иной картины. Далеко не все из них вошли в фильмы, но большинство их известно любителям творчества поэта и певца по магнитным лентам. Рассказ о работе Высоцкого в кино, предваряющий песенные циклы, тоже фрагментарно знаком его поклонникам по концертным фонограммам. Он не был написан самим автором, не было все это и произнесено им в качестве единого монолога. Издатели взяли на себя смелость обобщить и свести воедино по возможности все сказанное Высоцким о кино на сотнях публичных выступлений и в интервью, известных сегодня в магнитофонной записи и хранящихся в собрании Комиссии по творческому наследию В. С. Высоцкого при Всесоюзном совете клубов самодеятельной (авторской) песни. То есть каждый факт, каждая мысль этой главы подтверждены живым словом Владимира Высоцкого.

Все права сохранены  ©  Межпоселенческая центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!